Publications

Правовое государство и гражданское общество

Круглый стол
«Принцип правового государства: цели, составляющие, степень реализации в России, соотношение с другими конституционными принципами»
5 марта 2012 года, с 16.00 до 20.00
Институт Права и Публичной Политики
 
Правовое государство и гражданское общество: зона совпадений и зона взаимоисключений
К. Беше-Головко


Какие условия необходимы для эффективной реализации принципа правового государства и поддержания общественного доверия к правовому государству? Каковы критерии оценки реализации принципа правового государства? Является ли гражданское общество таким необходимым условием? Реализация принципа  правового государства возможна только при условии существования гражданского общества?

Определение понятия «правовое государство»
Понятие «правовое государство» отличается от понятия «законодательное государство», как «конституционализм» отличается от «легицентризма».
«Законодательное государство»: правовая система опирается на догму верховенства общей воли, и значит Закона. Такая система предусматривает условия для доминирования законодательной власти и затем Парламента. Что есть ее цель.
«Правовое государство»: правовая система, в рамках которой власть ограничивается правом.
После Второй мировой Войны развивалась идеологизация правовой системы: она должна защищать людей.
«Правовое государство прав человека»: правовая система создана для защиты интересов граждан, по мнению Карре де Мальберга. Она опирается на разные принципы:
·         Ограничение власти правом (право является единственным видом выражения политической воли + правовые акты организуются в виде иерархии).
·         Независимость судебных органов (конституционных судов, специализированных судов и судов обшей юрисдикции): для защиты правовой системы, для честности политической системы, для защиты прав людей.
·         Либеральная и гуманистическая идеология: человек должен быть в центре внимания правовой системы, он ее основа и цель.
Короче, когда государство перейдет от легицентризма и принципа «законодательного государства» к признанию принципа правового государства и конституционализма, это означает:
·         Закон ограничивается Конституцией
·         Наличие конституционного судопроизводства
·         Внутренняя организация государства не является единственной целью правовой системы, правовая система ориентирована на защиту Человека.
Но это тоже означает, что для перехода к правовому государству прав человека существующему государству нужно уже: отдельные ветви власти (чтобы дальше позволить развитие независимости судебной власти)  + эффективная форма управления страной (чтобы не поставить под вопрос легитимность правовой системы и позволить ее развитие) + политический плюрализм (что дает импульс развитию).

Определение понятия «гражданское общество»
С органической точки зрения: совокупность общественных объединений, созданных по воле физических лиц. Значит: когда наличие какого-либо органа зависит от воли Государства, когда такой орган существует в силу принятия правового акта, когда его состав зависит от воли государства, такой орган не может быть частью гражданского общества.
С функциональной точки зрения: функцией органов гражданского общества является защита определенных интересов общества. Защита общего интереса входит в исключительную компетенцию государства. И гражданское общества не может заменить государство, иначе оно будет вредить всей государственно-правовой системе.

Соотношения между правовым государством и гражданским обществом
К законодательному государству и даже к чисто правовому государству гражданское общество не имеет никого отношения. Поскольку законодательное государство предусматривает механизмы для верховенства Закона и затем Парламента во вред исполнительной власти и правительству. А чисто правовое государство предусматривает механизмы ограничения власти правом, в чем гражданское общество не принимает участие.
Иными словами, гражданское общество не может быть критерием ни законодательного, ни правового государства.
Даже в рамках правового государства прав человека наличие либеральной и гуманистической идеологии не оценивается, для конституционалистов, с точки зрения развития гражданского общества, а более формально с существа декларации этих прав в Конституции, с применения международных стандартов и т. д. и конечно с точки зрения деятельности судов и административных органов.

Отношение между государством – безотносительно к тому, идет ли речь о государстве законодательном или правовом – и гражданским обществом существует в плане доверия и значит в плане эффективности государства.
Чтобы общество доверяло государству нужно, чтобы:
·         Цели государственной деятельности соответствовали потребностям общества;
·         Госструктуры реально боролись с коррупцией;
·         Управляющие страной несли реальную ответственность за свои действия;
·         Люди могли найти помощь в госструктурах;
·         Судебные решения позволяли людям защищать их интерес в рамках общего интереса …
Когда есть доверие, есть легитимность, тогда есть и эффективность. Но это тоже замкнутый круг, поскольку если следствием доверия общества является эффективность государства, одновременно следствием эффективности государства является доверие общества.

Помимо этого, гражданское общество играет неформальную роль корректировки действий Государства:
·         Можно влиять на принятие или отказ от принятия законов
·         Можно влиять на решение проблем локального значения
·         Можно влиять на отставку некоторых политиков и т. д.
Для этого Конституция предусматривает право на демонстрации, на референдум, предусматривает механизмы местного самоуправления. Также гражданское общество имеет возможность влиять на власть с помощью СМИ или интернета.

Вопрос: можно ли представить себе правовое государство без гражданского общества? Нет, поскольку нет общества без гражданского общества, либо формализованного, либо неформализованного; либо принятого государством, либо не принятого. Поэтому гражданское общество не является обязательным критерием для правового государства, но в наше время оно все равно существует.   

Заключение: Гражданское общество не является частью определения правового государства, даже правового государства прав человека; оно имеет отношение к этому понятию, поскольку государству нужно доверие населения, чтобы эффективно действовать, чтобы не дать возможность развитию правового нигилизма. А гражданское общество является звеном между государством и обществом.
Но даже если сейчас очень актуально и модно говорить о гражданском обществе, нельзя преувеличить и закрепить его роль в юридической конструкции, которой является государство. Потому что тогда потеряется баланс. Государство имеет монополию фиксировать правила, в рамках которых в том числе органы гражданского общества и люди в целом будут действовать. А гражданское общество имеет возможность косвенно влиять на принятие решений.